Экспонаты
Фотография ч/б. Съёмочная группа на осмотре натуры для кинофильма "Чёрная пасть" (Кара-Бугаз). Слева направо: кинорижессёр А.Разумный, К.Г.Паустовский, сценарист И.Попов, художник Я.Фельдман. Ялта, 1935г. 1935 г.
Фотография ч/б. Съёмочная группа на осмотре натуры для кинофильма "Чёрная пасть" (Кара-Бугаз). Слева направо: кинорижессёр А.Разумный, К.Г.Паустовский, сценарист И.Попов, художник Я.Фельдман. Ялта, 1935г. 1935 г.
Название
Фотография ч/б. Съёмочная группа на осмотре натуры для кинофильма "Чёрная пасть" (Кара-Бугаз). Слева направо: кинорижессёр А.Разумный, К.Г.Паустовский, сценарист И.Попов, художник Я.Фельдман. Ялта, 1935г.
Датировка
Материал, техника
бумага; фотопечать
Размер
Аннотация
Фильм "Кара-Бугаз" – первая экранизация произведения К. Г. Паустовского и первая работа писателя в кино как сценариста, определившая его отношения с киноискусством на долгие годы. Повесть "Кара-Бугаз" – первая повесть писателя, изданная в 1932 году. Эта книга принесла ему всесоюзную известность, неоднократно переиздавалась большими тиражами. "После выхода в свет "Кара-Бугаза" я оставил службу, и с тех пор писательство стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой", – писал К. Г. Паустовский в своей автобиографии. Режиссёр Александр Разумный решил экранизировать популярную книгу. Несколько вариантов сценария были написаны Г. К. Холмским, но ни один из них не был одобрен. Вскоре предложение стать автором сценария последовало К. Г. Паустовскому. Писатель написал сценарий к фильму в соавторстве с И. Ф. Поповым. Работа над фильмом была мучительной для К. Г. Паустовского в связи с требованиями переработки повести для кинопостановки. Оказавшись в обстоятельствах кинопроизводства и будучи связанным договорными обязательствами, Паустовский был вынужден искать творческие компромиссы. В результате сценарий был подчинён некоторым киноштампам, что приводило писателя в отчаяние. Был "создан" новый сюжет, введена любовная интрига с "роковым" женским образом, усилен политический контекст. Впервые представленные на выставке письма писателя и стенограмма обсуждения сценария позволяют почувствовать атмосферу, в которой работал Паустовский над фильмом. Съёмки фильма проходили в сложных экспедиционных условиях в пустыне Каракумы, рядом с Кара-Бугазом – заливом Каспийского моря. Фильм рассказывает о строительстве мощного комбината для добычи из залива мирабилита (глауберовой соли). Но простой производственный сюжет Паустовский превращает в романтическое сказание о силе человеческого духа и о преобразовании пустыни в цветущий сад. Многочисленные поклонники повести так и не смогли увидеть её экранизацию. Фильм был не допущен к прокату и "положен на полку" из-за рокового стечения обстоятельств. На рабочий просмотр фильма был приглашён гостивший в СССР французский писатель Анри Барбюс. Фильм произвёл на Барбюса сильное впечатление, о котором он поспешил написать в газете "Известия" от 28 августа 1935 года: "Большая честь, большое удовольствие для меня открыть золотую книгу отзывов о "Чёрной пасти". Ведь я был одним из первых, который увидел его в законченном виде. Это произведение исключительно яркое, правдивое, динамичное". Эта публикация вызвала гнев Сталина, имеющего абсолютное право первого просмотра всех советских фильмов. Начальник Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР Б. З. Шумяцкий смог убедить Сталина в том, что речь идёт лишь о рабочих материалах, затем объявил готовую картину незаконченной и распорядился законсервировать работу. Вскоре был ликвидирован "Востокфильм". Фильм надолго забыли, он чудом сохранился в киноархивах и вернулся на экраны лишь в 1990-е годы. Историки кино признают достоинства режиссёрской и операторской работы в этом фильме, отмечают самобытную игру актёров. Сегодня "Кара-Бугаз" интересен не только историкам кино, но и музыковедам. Паустовский уделил много внимания в сценарии звуку. С этой задачей смог бы справиться только композитор самого высокого уровня. Музыку к фильму написал Михаил Ипполитов-Иванов – ученик Н. А. Римского-Корсакова. Композитор сумел почувствовать творческое кредо писателя и большую часть сочинений посвятил музыкальному описанию природы.
Персоналии
Паустовский Константин Георгиевич (Изображённые лица)
Разумный А. (Изображённые лица)
Попов И. (Изображённые лица)
Фельдман Я. (Изображённые лица)
Выставки
Паустовский и кино
К.Г. Паустовский и кино 01.11.2017-14.12.2017
"К.Г.Паустовский. Без купюр"
К.Паустовский. Без купюр 14.12.2017-04.02.2018
Коллекция
Фотография
Музейный номер
МЛМЦ КГП КП-77. ФФ-1