Выставки
Встречи с А.Гайдаром. К 115-летию со дня рождения писателя.
Встречи с А.Гайдаром. К 115-летию со дня рождения писателя.
Тип выставки
Виртуальная
Название выставки
Встречи с А.Гайдаром. К 115-летию со дня рождения писателя.
Аннотация
Аркадий Петрович Гайдар – русский писатель, киносценарист, журналист. После головокружительной для 14-летнего мальчика военной карьеры также стремительно вошел в литературу. Человек противоречивый и талантливый. Его уважали в профессиональном сообществе, его любили дети. Книги А.Гайдара до сих пор зажигают детские сердца, учат истинным ценностям. Аркадий Гайдар был одним из самых близких друзей К. Г. Паустовского. Много теплых слов было написано К. Паустовским о Гайдаре. Особо отмечал он доброту и талант Аркадия Петровича, его свободу, непосредственность, раскованность и нестандартность. На страницах разных произведений Константин Георгиевич с огромной любовью и уважением говорит о «настоящем и большом человеке» Аркадии Гайдаре. По легенде познакомились они в милиции, куда А. Гайдар попал из-за слишком настойчивого любопытства, проявленного к посольству Швеции. Его заподозрили в шпионаже. Из милиции было разрешено сделать звонок, и Аркадий Гайдар позвонил в Союз писателей и попросил пригласить К. Паустовского. Лично они знакомы не были. Константин Георгиевич, придя в отделение милиции, подтвердил личность А. Гайдара, хотя видел его до этого только на фотографиях. С тех пор началось близкое общение двух писателей. Они вместе посещали «Конотопы», организованные собрания в квартире Р. Фраермана: «Почти каждый день у Фраермана в его маленькой квартире на Большой Дмитровке собирались друзья: Аркадий Гайдар; Александр Роскин – знаток Чехова, писатель и пианист; молодой очеркист Михаил Лоскутов; редактор Детского издательства добрейший Ваня Халтурин и я. Сборища эти Роскин неизвестно почему назвал «Конотопами». Объяснить происхождение этого названия он надменно отказался, ссылаясь на то, что существовал же во времена Пушкина литературный кружок «Арзамас» и никто толком не знает, почему он был назван именем этого маленького и такого же захолустного, как и Конотоп, городка. У каждого из нас были по этому поводу свои соображения. Но, пожалуй, самым проницательным оказался Гайдар. (Он вообще был чертовски проницателен и лукав.) Одно время жена Фраермана Валентина Сергеевна угощала нас блинчатыми пирожками. А поскольку Конотоп славился ими и Роскин об этом знал, то поэтому он, по мнению Гайдара, и придумал такое странное название нашему содружеству. Собирались мы почти каждый день, читали друг другу все вновь нами написанное, спорили, шумели, рассказывали всяческие истории, пили дешевое грузинское вино и водку и в один присест съедали по три огромные банки свино-бобовых консервов. Мы были как будто беспечны и веселы, очевидно, потому, что литературные планы не только переполняли нас, но и постепенно осуществлялись. Тут же, как говорится, «на глазах» Гайдар писал свою великолепную «Голубую чашку», Фраерман – не менее прекрасную повесть «Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви», Роскин со скрупулезной талантливостью работал над книгой о Чехове, Лоскутов, как бы стесняясь собственной наблюдательности, рассказывал о Средней Азии, а я был полон планами будущего «Кара-Бугаза». Позже К. Паустовский, А. Гайдар и Р. Фраерман стали вместе бывать в Солотче под Рязанью. Писатели жили в доме гравера И. Пожалостина, писали, ловили рыбу, ходили в походы по Мещерским лесам. По всей видимости, именно страсть к рыбной ловле еще больше сблизила двух писателей. Солотчу Аркадий Гайдар очень полюбил. Из письма к В. В. Навашиной: «Аркадий прижился и совсем не хочет уезжать из Солотчи,— от нее и от всей нашей здешней жизни он в восторге. Пишет рассказ (в роскинском кабинете). Говорит по-французски — очень забавно». «Вылазки рыбачьего патруля» захватывали его, он с большим азартом отправлялся в походы по мещерским озерам и рекам. В Солотче Аркадием Гайдаром были написаны «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», сказка о Мальчише-Кибальчише, задумана повесть «Тимур и его команда». С большой теплотой вспоминает К. Г. Паустовский то время в очерке «Встречи с Гайдаром». А. Гайдар в воспоминаниях К. Паустовского предстает увлеченным и увлекающимся человеком: «У него была хорошая и немного детская любовь ко всяким походным, охотничьим и ремесленным вещам — спиннингам, удочкам, рубанкам, топорам, отверткам, флягам и фонарям. Каждый раз он выискивал в Москве какую-нибудь новинку, вроде самоподсекающего крючка или ножа с двенадцатью лезвиями, и с гордостью привозил эти новинки в Солотчу. Он любил делать все сам, любил все чинить, возиться с механизмами…». Кроме того, Константин Георгиевич не раз подчеркивал необыкновенную способность Аркадия Гайдара находить общий язык с детьми. Где бы он не находился, он знал всех мальчишек в округе. Однажды ребята под руководством А. Гайдара за короткий промежуток времени сумели достать для сына К. Паустовского лекарство. К. Паустовский, по воспоминаниям Б. Аксенова, «с любовью и нежностью рисовал перед слушателями портрет любимого Аркадия Петровича, с которым были связаны лучшие годы его жизни. Говорил о манере Гайдара сначала сочинять на память свои рассказы, так как потом продуманное, прочувствованное уже легко записывается на бумагу. Память у него была исключительная. Написанный за ночь рассказ Гайдар утром пересказывал наизусть. Фантазер, романтик, выдумщик, он ценил хорошую шутку и любил, чтобы всем было весело. Воображение его не успокаивалось ни на одну минуту». Но в то же время К. Паустовский говорил и о противоречивости характера А. Гайдара, упоминал о жестокости и беспощадности его по отношению к «карьеристам и халтурщикам». Такая большая дружба возникла, по всей видимости, не на пустом месте. Их объединяли и духовные ценности, а именно, та неподдельная любовь к своей стране, которую оба писателя отразили в своем творчестве. А. Гайдар говорил: «Воспитывайте любовь к родине. Пусть она будет большой, настоящей, искренней». К. Паустовский писал: «Родина – это все. Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, ее лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от ее легкого неба, ее ветров, ее людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим ее городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим». Выставка «Встречи с Гайдаром» посвящена 115-ой годовщине со дня рождения русского писателя Аркадия Петровича Гайдара. На выставке представлены редкие фотографии, свидетельствующие о дружеском общении двух писателей, об их пребывании в Солотче и Ялте, а также книги А. Гайдара и воспоминания о нем К. Паустовского.
Экспонаты выставки Отобрано: 13
Школа/рис. Д.Дарана. - М.: Детгиз (ОГИЗ), 1934. - 288с., илл. 1934
Чук и Гек. Р.В.С./ рис. Дубинского. -М.: Дет.лит, 1973.-112с. 1973
Аркадий Гайдар. Погрудный портрет, левый профиль. 1941 г. 1941 г.
Слева направо - Фраерман В.С. (сидит), Гайдар Т.А.(обнимает за плечи женщин), Л.Л.Соломянская. Без даты. Без даты.
Паустовский К.Г. с Гайдаром А. П. (?) на рыбной ловле. Сидят на плоту с удочками спиной друг к другу. Паустовский К. в темной рубашке. Солотча, 1930-е гг. 1930-е гг.
Паустовский К.Г. с Гайдаром А. П. (?) на рыбной ловле. Сидят на плоту с удочками спиной друг к другу. Паустовский К. в тельняшке. Солотча, 1930-е гг. 1930-е гг.